Главная О сайте Диеты Заболевания Интересные факты
Задать вопрос врачу онлайн - здесь.

Герман Шапира

Герман Шапира (Цви Хирш, Zvi Hermann Schapira) (1840–1898) – это еврейский общественный деятель, математик, публицист. С самого зарождения сионистского движения Герман Шапира являлся одним из наиболее видных его деятелей, выдвинул идею создания Еврейского национального фонда для сбора денег на покупку земель в Палестине. Герману Шапира принадлежит авторство проекта по созданию Еврейского университета в Иерусалиме.

Герман Цви Шапира Герман Шапира родился 4 августа 1840 года в поселке Эржвилки Ковенской губернии Российской империи (недалеко от города Тауроген, современный Таураге, Литва), в ортодоксальной семье, с детства отличался незаурядными способностями: уже в возрасте девяти лет изучил философское сочинение еврейского врача, раввина, и философа Моше бен Маймона «Морэ невухим» (Путеводитель растерянных). Первое образование Шапира получил в иешиве в городе Кретинген Ковенской губернии (территория современной Литвы), по получении смихи (посвящение в раввины) стал раввином и руководителем иешивы [1].

Когда Шапира исполнилось 24 года, ему в руки попадает учебник математики, пробудивший у него интерес к этой науке, во многом предопределивший его будущее.

В 1866 году Герман Шапира переселяется в Ковно (Каунас), следом в Вильно (Вильнюс), где самостоятельно изучает европейские языки и светские дисциплины.

В 1867 году Шапира поступает в Берлинскую промышленную академию (Gewerbeakademie in Berlin), однако в 1871 году вынужден прервать учебу и вернуться в Россию из-за недостатка средств для дальнейшего обучения, где на протяжении десяти последующий лет работает служащим в торговых фирмах Витебска, Житомира, Киева и Одессы.

Профессор Мориц Бенедикт Кантор Заработав на военных поставках во время русско-турецкой войны 1877–1878 необходимую сумму для продолжения обучения, Герман Шапира поступает в 1878 в Гейдельбергский университет (Heidelberg University), где в 1880 году получает степени доктора философии. В том же году он, под влиянием своего учителя, а затем и товарища, профессора Морица Бенедикта Кантора, переводит с иврита на немецкий язык средневековый трактат о геометрии «Мишнат ха-Миддот» (Mishnat ha-Middot).

В 1881 году в академическом издании «Записки математического отделения Новороссийского общества естествоиспытателей», печатаемого типографией Ульриха в Одессе, Шапира издает свою первую крупную научную книгу «Основание для теории общих кофункций и их применений. Часть 1. Линейные однородные кофункции. Элементарное исследование, без помощи теории комплексных переменных. Отдел 1: Функции одной переменной. Выпуск 1», получившую высокую оценку авторитетных математиков. В этом же году Герман Шапира начинает участвовать в еврейском национальном движении, организуя в Одессе кружок Ховевей Цион (Hovevei Zion), ставший частью сионистской организации, основной целью которой является переселение евреев на историческую родину в Землю Израиля.

Газета «Ха-Мелиц» В 1882 году Герман Цви Шапира публикует в газете «Ха-Мелиц» (Ha-Melitz), издающейся на иврите, серию публицистических статей, в которых выдвигает идею создания в Эрец-Исраэль [2] национального еврейского университета для подготовки ученых, исследователей (в таких областях, как математика, астрономия, агрономия, химия), раввинов и учителей.

При этом Шапира предполагает, что языком преподавания в еврейском университете должен стать немецкий, однако первостепенное внимание должно уделяться изучению иврита, который со временем превратится в разговорный язык.

Предпринятая в 1882 году попытка Германа Шапира получить место преподавателя в «Императорском Новороссийском университете» (Одесса) не увенчалась успехом, в результате он вынужден окончательно переселиться в Гейдельберг, где становится приват-доцентом [3].

Продолжая активно участвовать в сионистском движения, Шапира в 1884 году основывает в Гейдельберге общество «Цион» (Zion), провозгласившее своей основной задачей создание еврейских сельскохозяйственных поселений в Эрец-Исраэль.

Катовицкий съезд Ховевей Цион В этом же году, будучи участником Катовицкого съезда Ховевей Цион, Герман Шапира предлагает учредить фонд для приобретения земельных участков в Эрец-Исраэль, однако его предложение не встречает поддержки, что вызывает у него разочарование и побуждает отойти от общественной и публицистической деятельности до конца 1880-х годов.

В 1887 году Шапира становится экстраординарным профессором [4] Гейдельбергского университета, однако преподавательская деятельность не приносит ему крупных доходов: вплоть до конца жизни он зависит от случайных заработков (занимаясь, в том числе, починкой часов). Из-за дефицита средств, многие его математические труды не будут завершены, либо останутся в рукописях (частично утерянных впоследствии).

В первой половине 1890-х, Герман Шапира принимает решение вернуться к религии и традиционному образу жизни, увлекается идеей синтеза иудаизма и современной науки, которую раскрывает в двух фрагментах из незавершенной труда, напечатанных в 1894 году в журнале Рувима (Реувна) Брайнина «Ми-мизрах у-ми-ма‘арав» (Mi-Mizrah u-mi-Maarav).

Теодор Герцль В 1897 году Шапира оказывает поддержку Теодору Герцлю (основателя Всемирной сионистской организации), вступает с ним в переписку, принимает участие в работе 1-го Сионистского конгресса, где вновь озвучивает идеи об учреждении «общееврейского фонда» для покупки земли в Эрец-Исраэль и создании еврейского университета. Однако и на этот раз предложения Шапира остаются без поддержки, так как и еврейская общественность и лидеры сионистского движения считают, что идея еврейского университета, в частности, не имеет практической ценности. Лишь на 4-м Сионистском конгрессе 1900 года (уже после смерти Германа Шапира) принимается принципиальное решение об учреждении фонда для приобретения земельных участков в Эрец-Исраэль.

Идеи Шапира вдохновили целую плеяду молодых ученых и сионистов, которые, во главе с Мартином Бубером (будущим первым президентом Академии наук Израиля), Хаимом Вейцманом (будущим первым президентом Государства Израиль) и Бертольдом Файвелом (будущим главой Керен ха-Йесод – основного финансового органа Всемирной сионистской организации), призвали в 1901 году участников 5-го Сионистского конгресса открыть Еврейский университет в Палестине и утвердить развернутый проект создания Еврейского национального фонда (Керен каемет ле-Исраэль).

Первый президент Израиля Хаим Вейцман В 1902 году Бубер, Вейцман и Файвел издают брошюру «Eine Judische Hochschule» (Еврейский университет), сегодня известную как основополагающий документ Еврейского университета в Иерусалиме, в котором доказывается, что создание университета является неотъемлемым этапом на пути к процветанию Родины в Палестине и «будет способствовать возрождению национального языка, станет центром еврейской литературной, художественной и научной деятельности, культурным центром иудаизма. Кроме того, университет будет удерживать палестинских евреев от поездок за рубеж для получения образования, а также привлекать европейских студентов, которым было отказано в допуске в континентальные школы».

В 1913 году, на 11-м Сионистском конгрессе, сторонники идей Германа Шапира убедили делегатов утвердить проект создания Еврейского университета. Специально созданная комиссия, во главе с Хаимом Вейцманом, приступила к разработке конкретного плана по созданию Еврейского университета в Иерусалиме, который был открыт 1 апреля 1925 года.

Сегодня Еврейский университет в Иерусалиме – крупнейший научный и учебный центр Государства Израиль, расположенный в четырех кампусах (три – в Иерусалиме, четвертый – в городе Реховот (20 километров юго-восточнее Тель-Авива) в котором ежегодно обучается свыше 22000 студентов на семи факультетах. В 1939 году, на базе медицинского факультета университета, при участии американской женской сионистской организации Хадасса, была открыта клиника Хадасса – одно из старейших и авторитетнейших медицинских учреждений Государства Израиль.

Гора Герцля в Иерусалиме (Израиль) К величайшему сожалению, Герман Цви Шапира, отдавший боL9,льшую часть своей жизни во имя становления будущего Государства Израиль, не увидел реализации своих идей. Он скончался 8 мая 1898 года в Кельне (Германия) от пневмонии, которой заболел во время одной из своих поездок с сионистскими лекциями. В 1953 году останки Германа Цви Шапира были перезахоронены в Израиле, на горе Герцля в Иерусалиме.

В 1925 году, в год открытия Еврейского университета в Иерусалиме, под редакцией Бен-Цион Динура (Ben-Zion Dinur), будущего министра образования и культуры Государства Израиль, вышел в свет сборник статей Германа Цви Шапира по проблемам еврейского национального движения.

Память о Германе Шапира

Имя Германа Шапира указано на первом месте первой страницы первой « Золотой Книги евреев [5]».

Золотая Книга евреев

В городе Петах-Тиква (07,R06,R06,) (~10 км восточнее Тель-Авива, агломерация Гуш-Дан), в память о Германе Цви Шапира названа улица. На севере она упирается в улицу Герцля, на юге – Гад Махнес.

Улица Германа Цви Шапира в Петах-Тиква (Израиль)

Фамилия Шапира

В отдельных источниках встречается написание фамилии Германа Шапира (&), что не совсем соответствует исторической истине. Вариант с написанием фамилии с «а» («алеф») на конце был распространен до образования Государства Израиль. Позднее, буква «алеф» в написании изменилась на «вов» (), а фамилия, соответственно, на Шапиро. Безусловно, Шапира и Шапиро – это одна и та же фамилия, однако носители первого варианта имеют, в основном, литовские и/или белорусские корни.


Примечания

Примечания и пояснения к статье о Германе Цви Шапира.

  • [1] Иешива – иудейское высшее религиозное заведение, предназначенное для подготовки ученых к званию раввинов и изучения Талмуда.
  • [2] Эрец-Исраэль (Земля Израильская, Земля Обетованная, Святая Земля, &#1488,&#1512,&#1509, &#1497,&#1513,&#1512,&#1488,&#1500,) – исторический термин и понятие в иудаизме и христианстве, относящиеся к географическому региону, наиболее тесно сегодня связанному с Государством Израиль.
  • [3] Приват-доцент (Privatdozent) – должность в системе высшего образования государств, чья образовательная система была устроена по германскому образцу (в том числе и дореволюционной России). Приват-доцент – «обучающий частным образом», нештатный преподаватель, равный по званию доценту.
  • [4] Экстраординарный профессор (Auß,erordentlicher Professor) – должность в системе высшего образования государств, чья образовательная система была устроена по германскому образцу (в том числе и дореволюционной России). Экстраординарный профессор – профессор без должности, как правило, в смежной области или подчиненный профессора, занимающего должность (заведующего отделом, кафедрой). Экстраординарный профессор не заведовал кафедрой, не являлся членом ученого совета факультета.
  • [5] Золотые Книги еврейского народа – книги, в которые заносятся имена друзей еврейского народа, просветителей, крупных жертвователей, политиков. В книгах содержится много известных имен, включая Голду Меир, Иосифа Сталин, Франклина Делано Рузвельта. Также же книги содержат список государств, проголосовавших в 1948 году за создание Государства Израиль. Дизайн книг разработал Теодор Герцль, основатель Всемирной сионистской организации, он же внес первую запись с именем Цви Германа Шапира. По состоянию на май 2017 года существует 26 Золотых Книг, содержащих более 500000 записей. Золотые Книги являются частью постоянной экспозиции в главном офисе Еврейского национального Фонда (Керен Каемет ле-Исраэль).

При написании статьи о Германе Цви Шапира, в качестве источников использовались материалы информационных и справочных интернет-порталов, сайтов новостей JewishEncyclopedia.com, Berkovich-zametki.com, Isrageo.wordpress.com, Eleven.co.il, Википедия, а также следующие печатные издания:

  • Никитина Г. «Государство Израиль». Издательство «Главная редакция восточной литературы издательства Наука», 1968 год, Москва,
  • Carol Summerfield, Mary Elizabeth Devine (редакторы) «International Dictionary of University Histories». Издательство «Fitzroy Dearborn Publishers», 1998 год, Чикаго (США),
  • Велльгаузен Ю. «Введение в историю Израиля». Издательство «Либроком», 2012 год, Москва.

Еврейский университет в Иерусалиме (Израиль)

 


Top